Предотвращение массовых расстрелов в США, особенно тех, которые происходят в школах, является главным приоритетом для семей, государственных лидеров и должностных лиц, органов общественной безопасности, специалистов здравоохранения, педагогов и сообществ. Что говорят исследования о том, как выявлять, предотвращать и реагировать на эти трагические события? Вот что мы узнали о массовых расстрелах в американских школах.
1. Подростки, готовящие массовый расстрел в школе, находятся в кризисном состоянии
Большинство преступников, совершающих массовые расстрелы, заранее находятся в кризисном состоянии и, скорее всего, расскажут о своих планах другим, что дает возможность вмешаться. Перед началом насилия большинство виновников массовых расстрелов демонстрируют внешние признаки кризиса. Через социальные и другие средства массовой информации они часто публично выражают высокую степень личной нестабильности и неспособность справиться со своим нынешним психическим состоянием.
Почти все они активно склоняются к самоубийству. Тематические исследования показывают, что большинство этих людей демонстрируют осторожное поведение и обычно сообщают о своих планах непосредственно сверстникам или через социальные сети. Однако в большинстве случаев планы массовых расстрелов не попадают в распоряжение властей до начала стрельбы.
Исследования показывают, что утечка информации о планах массовых расстрелов связана с призывами о помощи. Анализ отчетов об успешном предотвращении массовых расстрелов в начальной и средней школе указывает на кризисное вмешательство как на перспективную стратегию предотвращения массовых расстрелов.
2. Каждый может помочь предотвратить массовые расстрелы в школах
Большинство преступников, совершающих массовые расстрелы в начальных и средних школах США, являются людьми, имеющими определенную связь со школой, на которую они нападают. Часто это нынешние или бывшие ученики.
Исследования показывают, что местные жители могут помочь предотвратить массовые расстрелы в школах путем совместной работы по преодолению кризисов и травм среди учащихся, распознавания угроз насилия и сообщения о них, а также принятия последовательных мер. Две трети всех запланированных массовых расстрелов (включая школьные), которые удалось предотвратить, были выявлены благодаря информированию общественности. Наличие механизма сбора информации об угрозах возможного насилия в школе и предотвращенных попытках — хороший первый шаг.
3. Оценка угроз — перспективная стратегия профилактики массовых расстрелов
В школах США, внедривших протоколы оценки угроз, школьные сообщества обучаются оценивать угрозы насилия, о которых им сообщают. Группы по оценке угроз, состоящие из руководителей школ, медицинских работников и полиции, реагируют на каждую угрозу в зависимости от ситуации. Соответствующим ответом может быть направление ученика к специалисту по психическому здоровью, привлечение полиции или и то, и другое.
Подчеркивание потребностей учащихся в психическом здоровье, представляющих угрозу, может побудить сокурсников сообщать о таких угрозах, не опасаясь быть причисленными к «стукачам». В одном оценочном исследовании обучение этому различию повысило готовность учащихся сообщать об угрозах.
Многие эксперты в области образования и общественной безопасности согласны с тем, что оценка угроз может быть ценным инструментом. Однако перед школами постоянно стоит задача проводить оценку угроз таким образом, чтобы свести к минимуму непреднамеренные негативные последствия.
4. Школьные стрелки чаще всего получают оружие в результате кражи у члена семьи
В исследовании, основанном на открытой базе данных, 80% людей, совершивших массовые расстрелы в начальных и средних школах Америки, украли огнестрельное оружие, использованное при стрельбе, у члена семьи, в то время как те, кто совершил массовые расстрелы вне школ, чаще приобретали оружие легально (77%).
Полуавтоматическое штурмовое оружие чаще использовалось при массовых расстрелах в начальной и средней школе, чем при массовых расстрелах в других местах, однако ручное огнестрельное оружие оставалось самым распространенным оружием, использовавшимся при массовых расстрелах в начальной и средней школе.
5. Психического здоровья школьных стрелков
Подавляющее большинство виновников массовых расстрелов в начальной и средней школе имеют проблемы с различными аспектами психического здоровья. Почти все виновники массовых расстрелов (92%-100%) были склонны к суициду до или во время стрельбы.
Большинство из них пережили значительные трудности или травмы в детстве. Те, кто совершил массовые расстрелы в начальных и средних школах Соединенных Штатов, часто имели в анамнезе антисоциальное поведение и, в меньшинстве случаев, различные формы психоза.
Несмотря на распространенность проблем психического здоровья в истории жизни этих людей, исследования показывают, что профайлинг психического здоровья не способствует профилактике. Однако исследование общих психологических факторов, связанных с массовыми расстрелами в начальной и средней школе, наряду с другими триггерами школьного насилия, может помочь обосновать целевые вмешательства в координации с кризисным вмешательством, оценкой угроз и улучшением практики безопасности оружия.