Фильмы ужасов — один из самых долгоживущих и популярных поджанров кино, и они показывают, что у нас ненасытный аппетит к жутким, захватывающим и культовым персонажам, которые стали частью наших снов и кошмаров. «Крик 6» — последний фильм в длинной традиции слэшеров, восходящей к фильму Альфреда Хичкока «Психо» (1960) и итальянским фильмам жанра «джалло». Хотя Роджер Эберт назвал эти фильмы эксплуатационными и «фильмами о мертвых подростках», они затрагивают конфликты между поколениями и служат зеркалом человеческой природы.
Новое поколение режиссеров вернулось к фильмам ужасов, добавив свои собственные голоса и культурные перспективы, и жанр не подает признаков спада. Но прежде чем заглянуть в будущее франшизы «Крик» и других грядущих фильмов, давайте пройдемся по аллее памяти и обратим внимание на те формы, которые неотступно следуют за нами в темноте. Вот двадцать лучших слэшеров всех времен.
20. Кровавая вечеринка (1982) — США
В фильме «Кровавая вечеринка» владеющий электроинструментами Расс Торн терроризирует группу старшеклассниц фаллическими намеками, которые заставили бы покраснеть Нормана Бейтса. Сценарий, написанный писательницей-феминисткой Ритой Мэй Браун, пародирует жанр слэшера, но юмор фильма очевиден, а группа девочек во главе с Мишель Майклс представляет собой забавную компанию на экране среди всех этих убийств. Этот фильм также является одним из немногих фильмов 1980-х годов, режиссером которого была женщина.
19. Одни во тьме (1982) — США
Если вы подумали о Кристиане Слейтере и Стивене Дорффе, вы ошиблись фильмом. Вместо этого это «Одни во тьме», снятый режиссером Джеком Шолдером с участием таких актеров ужасов, как Джек Пэланс, Мартин Ландау и Дональд Плезенс.
Фильм рассказывает о психиатре и его семье, которых терроризируют четыре сбежавших психиатрических пациента — сумасшедший ветеран войны, совратитель детей, фанатик и застенчивый серийный убийца. Фильм «Одни во тьме» затрагивает множество тем, от протестов против ядерного оружия до лечения психически больных и склонности к насилию так называемых здравомыслящих людей, что делает его одним из самых компетентных фильмов-слешеров 1980-х годов. Несмотря на известность актеров «Одни во тьме» все еще кажется неоткрытой жемчужиной, которая может помочь раскрыть некоторые секреты.
18. Пэрл (2022) — США, Канада, Новая Зеландия
Было трудно решить, какие вестерны включить в список, но «Пэрл» попал в него, потому что это слэшер, действие которого происходит во время Первой мировой войны и Испанской революции, а также потому, что создатели изменили привычную эстетику слэшера, вдохновленного «Волшебником страны Оз» (1939) и голливудскими мюзиклами 1940-х и 50-х годов. Главная актриса и соавтор сценария Миа Гот блестяще исполняет роль главной героини, которая готова на все, чтобы избежать своих скучных обязанностей и стать кинозвездой — она даже готова убить, чтобы сделать это.
Автопортрет женщины, которая разрушает представления о том, какой должна быть женщина, сделал Гот одним из самых убедительных персонажей в современном кино, а ее почти пятиминутный монолог стоит увидеть.
17. Незнакомец (1981) — США
В фильме Джозефа Зито «Незнакомец» солдат получает прощальное письмо от своей девушки, находясь за границей. Год спустя он возвращается в боевой форме и застает ее с другим мужчиной, после чего убивает их обоих. Через 30 лет после этого случая он возвращается и убивает студентов на выпускном вечере в колледже.
То, чего «Незнакомцу» не хватает в оригинальности сюжета, Зито компенсирует атмосферной, неоготической режиссурой. Но настоящей звездой фильма является мастер спецэффектов Том Савини, который уже сделал себе имя благодаря «Рассвету мертвецов», «Пятнице 13-е» и «Сожжению». Савини часто говорил, что «Незнакомец» — его лучшая работа, и это действительно высокий стандарт, но сцена в душе с вилами, безусловно, делает этот фильм предметом для разговора.
16. Психо 2 (1983) — США
Ладно, успокойтесь. Мы все знаем, что «Психо» Альфреда Хичкока — это шедевр. Так почему же его нет в этом списке, а «Психо 2» Ричарда Франклина есть?
Согласен ли я с Квентином Тарантино, что сиквел превосходит оригинал, заставляя нас переживать за Нормана Бейтса? Нет.
Но послушайте меня. «Психо» — это оригинальный фильм ужасов, в котором на экране происходят два убийства. Но «Психо 2» напрямую обращается к фильмам ужасов 1980-х годов.
Он использует ожидания первого фильма и откровения, которые к тому моменту были известны всем, даже если они не видели фильм, и ниспровергает их, снова превращая самого культового убийцу в жертву, а Энтони Перкинс играет его с многослойной убежденностью. Кроме того, Мэг Тилли делает «Психо 2» одним из первых фильмов, использующих знание зрителями формулы против них самих, кульминацией чего становится невероятная концовка, которая, да, я бы сказал, превосходит концовку оригинала.
15. Спящий лагерь (1983) — США
«Спящий лагерь» — это фильм об убийстве в летнем лагере. В нем есть то, что многие называют одним из величайших сюжетных поворотов в фильмах ужасов всех времен. Мы не будем здесь спойлерить, так что если вам удалось продержаться так долго без раскрытия сюжета, считайте, что вам повезло, и идите смотреть этот фильм прямо сейчас!
Трудно обсуждать концовку в современном контексте, чтобы сохранить тайну, но некоторые люди видят в ней высказывание, а другие находят ее отвратительной. Кем бы вы ни были, «Спящий лагерь» незабываем.
Странность сюжета, еще более странное исполнение, дети со взрослыми взглядами, взрослые, которые никогда не должны работать с детьми, беспрецедентное использование бигуди для волос и трудноразличимые фальшивые усы делают этот фильм культовым фаворитом вечера фильмов ужасов. Кроме того, в фильме есть убийственная финальная баллада.
14. Дом восковых фигур (2005) — Австралия, США
Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что «Дом восковых фигур» — это наблюдение за смертью Пэрис. Но если отбросить тему Пэрис Хилтон — которая в фильме на самом деле вполне терпима, — то получится один из лучших ремейков ужастиков начала 80-х годов.
Режиссер Жауме Кольет-Серра привнес толстый слой грязи в этот покрытый воском кошмар, который рассказывает о группе подростков во главе с Элишей Катберт, направляющихся на футбольный матч, когда они попадают в ловушку в городе-призраке, расположенном рядом с музеем восковых фигур. Кольет-Серра, который сделал себе имя в фильмах ужасов «Дитя тьмы» и «Отмель», а затем перешел к более крупнобюджетным фильмам в жанре экшн, отлично справляется и здесь, с проработанными декорациями, которые добавляют много разнообразия в ужасающий сплеча и сожжения.
Смотрите ради кровавых гэгов и трупов, покрытых горячим воском, оставайтесь ради технического чуда — финала.
13. Маньяк (1980) — США
Спорный, раздвигающий границы и откровенно безумный, фильм Билла Лустига «Маньяк» показывает грязную сторону Нью-Йорка начала 80-х годов так, как ни один другой фильм. После просмотра вам захочется сделать прививку от столбняка и провериться на венерические заболевания. Джо Спинелл играет Фрэнка Зито, серийного убийцу-психопата с проблемами с материнством, который жестоко убивает женщин в Нью-Йорке, сдирая с них кожу и приклеивая их скальпы к куклам в своем доме.
Этот жуткий фильм стал еще одной кульминацией в карьере Тома Савини. Как бы отвратительно это ни было, «Маньяк» становится еще более неприятным, когда Фрэнк начинает преследовать местную фотохудожницу, которая не знает личности Зито и заводит с ним роман.
Спинелл, фантастический характерный актер, никогда не ошибается в роли романтического героя, привнося в свою злодейскую роль нужное количество шарма и заставляя вас почти поверить, что для него еще есть надежда. К сожалению для Зито, а возможно, и для зрителей, его неспособность оставить в прошлом женские скальпы привела к очень запоминающемуся финалу.
12. Кошмар на улице Вязов 7 (1994) — США
После забавного и творческого, хотя и не очень умного, продолжения «Кошмара на улице Вязов» Уэс Крэйвен вернулся в начале 1990-х годов, чтобы снять «Кошмар на улице Вязов 7». Новый кошмар стал первой вылазкой Крэйвена в жанр самоанализа и метаубийства, который он усовершенствует двумя годами позже в «Крике».
В «Кошмар на улице Вязов 7» утверждается, что реальность, которую мы видим в первых шести фильмах, на самом деле просто кино. Но кино имеет сновидческую сущность, слишком реальную. После «Кошмара на улице Вязов 6: Фредди мертв» (1991) и окончания серии эта сущность была высвобождена и приняла форму Фредди Крюгера, который перестал быть тем комедиантом, которого зрители знали в сиквелах.
На этот раз Фредди хочет вторгнуться не в мир снов Нэнси, а в мир Хизер Лангенкамп. Роберт Энглунд, Джон Саксон, Лангенкамп и Уэс Крэйвен играют вымышленные версии самих себя, поскольку «реальность» и вымысел начинают размываться, а Лангенкамп вынуждена в последний раз принять роль Нэнси.
11. На греческой улице… (1982) — США
В этом фильме-слешере 80-х годов розыгрыш идет не по плану. Девушки из женского общества Марка Ротмана решают отомстить миссис Слейтер, хозяйке, которая испортила водяную кровать Вики после того, как та привела своего парня к себе в комнату. Вместо того чтобы отправиться в магазин, чтобы купить новую кровать, они крадут трость Слейтер и заставляют ее под дулом пистолета достать ее со дна пустого бассейна, а Вики случайно стреляет в Слейтер.
Это глупая шутка, но ей приходит конец, когда тело Слейтер исчезает, а девушек начинают похищать одну за другой. В дополнение к захватывающей тайне, «На греческой улице…» также отличается потрясающей кинематографией и одной из лучших реплик всех времен: «Откуда ты знаешь, что она жива?».
10. Незнакомцы (2007) — США
Это фильм, который вызывает страх остаться дома одному, страх, что кто-то стоит за спиной в темноте, страх выглянуть в окно после полуночи. То, чего этому фильму не хватает в характеристиках, он компенсирует захватывающими впечатлениями.
Пара, которую играют Лив Тайлер и Скотт Спидман, отправляется в романтический отпуск и в итоге борется за выживание против трех злоумышленников в масках, у которых нет других мотивов, кроме страха и насилия. От простой концепции до невероятной гротескности масок и причудливого использования музыки, фильм «Незнакомцы» сводит ужасы к самым базовым элементам и напоминает нам, что иногда самые простые концепции могут быть самыми страшными.
9. Пятница 13-е (2009) — США
Высмеивайте его на здоровье. Что угодно можно сказать о ремейке Майкла Бэя, но «Пятница 13-е» Маркуса Ниспела берет все лучшие элементы давней франшизы, бросает их в кипящую воду кристального озера и добавляет много секса, наркотиков и крови.
У каждого есть свой любимый элемент мифа о Джейсоне: прическа Памелы Вурхиз, Джейсон с мешком на роже, Джейсон в хоккейной маске, Джейсон, которому сходит с рук множество убийств, и т.д. Но есть только один фильм, который воплощает их все. Отзывы о фильме могут быть разными, но в нем есть одни из самых смешных реплик и персонажей в серии, что дает вам повод болеть за их выживание или смерть.
Кроме того, жуткая вступительная сцена — одна из лучших в истории. Вы больше никогда не будете смотреть на спальный мешок по-старому.
8. Детские игры 2 (1990) — США
«Детские игры 2» лучше, чем «Детские игры 1». Как мы уже говорили, пластырь был содран, и сиквел восполняет то, чего первому фильму не хватало в новизне, другими способами. Покойный Джон Лафиа и сценарист Дон Манчини на этот раз углубились в черный юмор франшизы, высмеивая абсурдную предпосылку о трехфутовой кукле с душой серийного убийцы, владеющего искусством вуду.
Брэд Дуриф еще больше усовершенствовал голос Чаки, а отношения между приемными братьями Энди и Кайлом занимают центральное место.
7. Мой кровавый Валентин (1981) — Канада
Фильм Джорджа Михалки «Мой кровавый Валентин» — это слэшер для рабочего класса, в котором озабоченные подростки заменены озабоченными шахтерами. В фильме есть что-то привлекательное, что отличает его от большинства слэшеров того времени. После ужасной аварии на шахте в День святого Валентина 20 лет назад, которая подтолкнула одного из шахтеров, Гарри Уордена, к каннибализму и убийству, городок Валентайн-Блаффс впервые за два десятилетия отмечает этот праздник.
Но когда обнаруживаются коробки в форме сердца, каждая из которых содержит человеческое сердце, город вынужден считаться с бедой, поскольку группа шахтеров и их подружки веселятся в заброшенной шахте, не подозревая, что убийца на свободе. Сюжет фильма — это не только трагическая история шахтерского городка, но и взаимоотношения между героями, заставляющие почувствовать себя в центре затянувшейся драмы. Пугающая и натуралистичная атмосфера фильма и жуткие смерти дают много поводов для восхищения.
6. Кэндимэн (1992) — США, Великобритания
Вирджинии Мэдсен в роли Хелен Лайл пишет диссертацию о городском фольклоре и легенде о Кэндимене из Кабрини Грин. Она обнаруживает скрытые грехи в истории Чикаго, и когда начинаются жуткие убийства, именно Хелен становится подозреваемой.
Фильм «Кэндимен» Бернарда Роуза превосходит почти все, что характерно для фильмов в жанре слэшер, и определенно не соответствует структуре этого поджанра. Но он попал в этот список, и так высоко, потому что «Кэндимен» напрямую обращается к нашему увлечению убийцами, городскими легендами и мифами, основанными на фигурах в масках.
Тони Тодд создает культовую фигуру ужаса с первого своего появления, но что делает фильм бесконечно увлекательным, так это то, что Кэндимэн — это ворота, через которые Хелен становится городской легендой в своем собственном праве, доказательством того, что человечество может создавать монстров, независимо от того, заслуживают они этого или нет.
5. Черное Рождество (1974) — Канада
В фильме «Черное Рождество» история превращается в рождественский слэшер с явно прогрессивным феминистским уклоном. Группа девушек из женского общества во главе с Джесс, которую играет Оливия Хасси, возвращается домой на рождественские каникулы, когда они получают серию непристойных и все более жестоких телефонных звонков. Одна за другой девушки попадают в лапы невидимого убийцы, обладающего настоящей сексуальной энергией.
Но феминизирующая угроза насилия исходит не только от внешних, неизвестных сил. Она также исходит от решения Джесс сделать аборт, реакции на это ее парня и полиции, которая отказывается воспринимать ее звонки всерьез. «Черное Рождество» превращает идею «звонок раздался в доме» в источник ужаса, как в буквальном, так и в переносном смысле, и в результате получается прекрасно упакованный кинематографический подарок.
4. Кошмар на улице Вязов (1984) — США
К тому времени, когда Фредди Крюгер дебютировал в фильме «Кошмар на улице Вязов», Уэс Крэйвен уже дважды прокладывал новую дорогу в жанре ужасов, сняв фильмы «Последний дом слева» и «У холмов есть глаза». К 1984 году производство фильмов слэшеров замедлилось, и Крэйвен пошел дальше копирования и вставки, свойственных многим режиссерам того времени. Вместо того чтобы выбрать таинственного убийцу в маске, Крэйвен создал объект психосексуальных кошмаров подростков — демона, бывшего школьного уборщика из средней школы для отморозков, который вернулся из ада, чтобы отомстить детям родителей, которые его туда поместили.
3. Техасская резня бензопилой (1974) — США
Когда пятеро друзей отправляются в сельский Техас, они получают суровый урок нарушения частной собственности. Подтекст войны во Вьетнаме трудно игнорировать, и в событиях чувствуется настоящая энергия «пошло оно все к черту», что отличает «Техасскую резню бензопилой» от более поздних слэшеров, где убийцы — это злоумышленники. Здесь же они возвращаются домой только тогда, когда любопытные дети приходят пошарить вокруг.
«Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера — это атака на чувства. Атмосфера настолько плотная, что вы почти чувствуете вонь автостопа, запах салатного сыра и ужасы дома Сойеров. И от этих звуков, от первого хлопка двери Кожаным Лицом, смеха и жевания Джима Сидоу в сцене за обеденным столом, до жужжания бензопилы, невозможно избавиться. В результате «Техасская резня бензопилой» часто вспоминают как кровавый фильм, но это в значительной степени бескровная история, которая атакует чувства таким образом, что вы представляете себе нечто худшее, чем то, что вы видите на экране.
2. Крик (1996) — США
К 1996 году все знали темы и правила слэшеров, а такие термины, как » последняя девушка», вошли в лексикон среднестатистического зрителя фильмов ужасов. Поэтому Уэсу Крэйвену предстояло возродить слэшер-фильм во второй раз и еще раз изменить жанр.
Фильм «Крик» использует знания зрителей и персонажей о фильмах ужасов, поскольку убийца Призрачное Лицо использует нормы жанра, чтобы играть с ожиданиями и подрывать их, нацеливаясь на Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл) в сюжете, который основан на разговорах о влиянии насилия на молодых американцев.
В невероятной премьере Крэйвен поступил как Хичкок и убил главную звезду фильма — Дрю Бэрримор. Однако остальные актеры сполна компенсировали ее отсутствие, изобразив культовых и мгновенно цитируемых персонажей, некоторых из которых мы имеем счастье видеть в серии и по сей день. И давайте не будем забывать, что «Крик» не был бы «Криком» без невероятного таланта Роджера Джексона, чей голос сделал редко говорящего злодея из слэшера грозным и запоминающимся.
1. Хэллоуин (1978) — США
Фильм Джона Карпентера и Дебры Хилл «Хэллоуин» — это совершенство слэшера. Он не был первым, но именно он создал наиболее повторяющуюся формулу и ввел элементы, которые позже стали жанровыми тропами.
Мужчина в маске с психологическими недостатками, вызванными трагическим событием в детстве. Девственная молодая женщина, в которой проявляются доброта и невинность, в то время как ее друзей, нарушающих правила, приговаривают к смерти. И растущее количество трупов.
Джейми Ли Кертис Лори Строуд — едва уцелевшая, и именно это делает ее выживание таким важным. Забудьте на мгновение о продолжениях и о том, куда движется франшиза, любите вы ее или ненавидите.» Хэллоуин» — это фильм о конце невинности и о том, как эта потеря влияет на двух людей на протяжении 15 лет.
В простоте «Хэллоуина» есть своя красота, начиная с операторской работы Дина Канди и заканчивая культовой музыкой Джона Карпентера, но под всем этим скрывается открытие американского бугимена, которое заставляет нас противостоять бессмысленному на первый взгляд злу. Неудивительно, что кинематографисты снова и снова возвращаются к этой концепции, и каждый последующий фильм в жанре слэшер формируется под влиянием ее длинной тени.