Вторую мировую войну, которая закончилась в этот день 75 лет назад с капитуляцией Императорской Японии, можно разделить на две части.
Война 1939-1945 гг. союзников против фашистов охватывала обширную территорию: от Западной Атлантики до Баренцева моря; от пустынь Северной Африки до степей Поволжья; от солнечного неба южной Англии до пасмурного неба над Гамбургом, Дрезденом и Берлином.
Борьба союзников с империалистической Японией в 1937-1945 годах простиралась от Тихого до Индийского океана; от берегов Северной Австралии до Британской Индии; от густых джунглей Папуа — Новой Гвинеи до пасмурных гор Бирмы; от пустынь на границе Монголии и Маньчжурии до пылающих облаков над Токио, Хиросимой и Нагасаки.
Еще до захода солнца японские войска захватывают города Юго-Восточной Азии, американские морские пехотинцы штурмуют побережья Тихого океана, британские коммандос высаживается в тылу врага, а советские бронетанковые колонны грохочут по жаркой маньчжурской земле. Начинаются воздушные на море, так как авианосец заменил линкор.
Также стоит упомянуть массовые изнасилования в Нанкине, биологические эксперименты 731-го отряда и атомные бомбардировки японских городов.
Эта огромная и ужасная человеческая драма собрала воедино множество фильмов из разных стран. Ниже представлена подборка из 10 фильмов о событиях на тихоокеанском театре военных действий Второй мировой.
Примечание: Есть спойлеры к фильмам.
10. Ветер крепчает (Япония, 2013)
Шикарное аниме от студии Гибли «Ветер крепчает» рассказывает историю реального авиаконструктора Дзиро Хорикоси. Хорикоси хочет построить красивый самолет, но вынужден работать в тени милитаризма и войны.
Несмотря на то, что красавица Наоко Сатоми страдает от туберкулеза, он женится на ней. Но политические ветры усиливаются, и среди творений нашего героя — истребитель Mitsubishi A5M и его преемник Mitsubishi A6M — культовый японский военный самолет времен Второй мировой войны, более известный как «Зеро».
В конце фильма Хорикоси ставит под сомнение самого себя и свою работу, но дух Наоко убеждает его не сдаваться и вести полноценную жизнь.
9. Пески Иводзимы (США, 1949)
Фильм о корпусе морской пехоты США, чье адское шествие по Тихому океану было одним из величайших союзнических походов во Второй мировой войне. Сначала Битва за Тараву, где сержант Страйкер доказывает свою жестокость как по отношению к врагу, так и к тем из его отряда, кто отступает и бросает своих товарищей в беде.
После перерыва в Гонолулу десантный корабль отправляется на вулканический остров Иводзима. Страйкер умирает в бою — и только тогда его люди находят письмо к сыну, о котором они ничего не знают. В фильм вошли реальные кадры — три настоящих морских пехотинца, которые подняли флаг США на горе Иво Сурабачи и были запечатлены на одной из самых культовых фотографий в мире.
8. Тора, Тора, Тора (США/Япония, 1970)
Атака на Перл-Харбор. Шокирующая история, запечатлена в работе, которая толкает сегодняшние фильмы о войне, созданные на компьютере, в тень безвкусной нереальности видеоигр.
Здесь были использованы точные копии самолетов и военных кораблей. Фильм снимался на двух отдельных локациях и двумя актерскими составами — японским и американским.
Картина подверглась критике, но получила широкое признание в последующие годы благодаря общей исторической точности и аутентичности.
7. Тонкая красная линия (США, 1998)
Это ад в раю, когда американская армия высаживается на Гуадалканале, где их ждут японцы. В то время как мало кто из персонажей переживает по поводу собственной некомпетентности, гневе или глупости своих офицеров (не говоря уже о врагах), в фильме демонстрируется множество великолепных кадров и прекрасных пейзажей.
Это ближайший аналог классического «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Коппола о войне в Тихом океане.
6. Письма Иводзимы (США/Япония, 2006)
Да, это снова Иводзима. Да, это еще одна совместная японо-американская постановка. И да, это еще один «крутой ковбой» — Клинт Иствуд, правда, как режиссер, а не как ведущий актер.
Но это совершенно другой фильм, потому что Иствуд рассказывает свою историю с японской стороны. Он фактически превзошел американский фильм как в финансовом, так и в критическом плане.
Неприятные условия, в которых японцы были загнаны, а также их ужас от бесперспективности борьбы изображены очень реалистично. Он также показывает истерическую, кровавая жажда японского руководства, что оставляет простым людям минимальные шансы на выживание.
5. Красный гаолян (1988, Китай)
На протяжении большей части истории война была силой, которая поражала фермеров непредвиденными и жестокими бедствиями, внезапным насилием. Фильм сочетает в себе историю жителей деревни с катастрофой и рассказывает о красивой девушки (Гун Ли в своей первой роли), которая вышла замуж за больного старика.
Она пережила мужа и продолжает работать на его винокурне. Тем временем, деревня охвачена заговорами.
Над деревушкой возникает серьезная угроза национального масштаба: японское вторжение. Финальная сцена трагична.
В целом фильм является шедевром визуальной поэзии.
4. Город жизни и смерти (Китай, 2009)
Это современный и реалистичный пересказ Нанкинской резни 1937 года с участием реальных персонажей, таких как немецкий нацист Джон Рабе, который бросил вызов своим убеждениям и защищал китайских гражданских лиц от разгневанных японцев.
Режиссер Лу Чуань вместе с захваченными в плен китайскими войсками и гражданскими лицами в Нанкине, показывает доброжелательного японского офицера (за которого Лу получил яростную критику в Китае). Большая часть черно-белых кадров в этом фильме могла быть запечатлена для новостных фотографий того дня — особенно учитывая эффективную привычку Лу сопоставлять масштабные изображения резни и разрушения с крупными планами актеров, ставших свидетелями злодеяний.
3. Хиросима, моя любовь (Франция, 1959)
Не как фильм о войне, а как, пожалуй, самый известный фильм о событии 6 августа 1945 года в Хиросиме, этот фильм заслуживает места в этом списке. Француженка и ее японский любовник в послевоенном городе заканчивают свой роман и противопоставляют свои эротические желания страданиям прошлого.
Сочетание аудио и визуальной экстраполяции злодеяний, наблюдаемых людьми в обреченном городе, является одновременно эффектным и тревожным. Этот атмосферный фильм стал чрезвычайно важным символом французского кинематографа «Новой волны».
2. Мост через реку Квай (Великобритания, 1957)
Еще один фильм, который сейчас считается классическим. Хороших британских фильмов о Тихоокеанском театре мало, но «Мост через реку Квай» компенсирует этот недостаток.
Бесшумная британская жесткость контрастирует с японской жестокостью. По мере того, как фильм приближается к своему кульминационному моменту, разрозненная сюжетная машина наносит моральный удар, когда обессиленный британский полковник — одно из величайших достижений Алека Гиннеса в фильме — вынужден выбирать между гордостью и долгом.
Не только сам фильм стал культовым, но и его музыка.
1. Могила светлячков (Япония, 1988)
Если целью искусства является пробуждение эмоций, то эта душераздирающая история является самым великим фильмом о войне, когда-либо снятым. Подобно шедевру Элема Климова «Иди и посмотри» 1985 года, «Могила светлячков» тоже использует глаза детей — подростка Сейто и его крошечной сестренки Сэцуко — в качестве объективов камеры.
После того, как их отец исчез во время службы на флоте, а мать погибла ужасной смертью при бомбардировке Кобе, дети оказываются в водовороте катастроф. Среди разрушений они находят своего единственного живого родственника и укрываются в деревенском бомбоубежище, наполненном светлячками.
Сначала они наслаждаются своей новой свободой, но постепенно у них заканчивается еда… Этот фильм стал первой постановкой студии Гибли, а его красиво нарисованные фантастические пейзажи и симпатичные персонажи отражают все будущие фантазии команды.