Список аэропортов России и их новые названия

Названия аэропортов России

29 апреля 2025 года президент России Владимир Путин подписал указ, который вызвал как ностальгию, так и споры: международный аэропорт Волгограда был переименован в «Сталинград» — название города времен войны. Это изменение, внесенное в ознаменование победы Советского Союза в Сталинградской битве во время Второй мировой войны, стало одним из наиболее символичных действий, предпринятых в рамках более широкой кампании по переименованию ключевых аэропортов по всей территории Российской Федерации — Названия аэропортов России.

Эти переименования — нечто большее, чем просто бюрократический ребрендинг, они направлены на укрепление чувства национальной идентичности, основанного на военной истории, культурной гордости и почтении к лидерам и деятелям прошлого. Они также происходят в то время, когда Россия сталкивается со значительным международным вниманием и внутренней мобилизацией, что делает эти символические шаги своевременными и политически резонансными.

На сайте Кремля был опубликован краткий, но важный президентский указ: “В целях увековечения Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов настоящим постановляю… присвоить международному аэропорту Волгограда историческое название ”Сталинград».

Переименование совпало с подготовкой к 80-й годовщине победы Советского Союза в Сталинградской битве, решающего поворотного момента во Второй мировой войне, унесшего жизни более 1 миллиона советских людей. Это решение было принято не в одиночку. Оно последовало за многолетними общественными дебатами, обращениями ветеранов и продолжающейся общенациональной кампанией по укреплению патриотических настроений.

Проект «Великие имена России»

Названия аэропортов России

Переименование российских аэропортов началось с проекта “Великие имена России”, запущенного в 2018 году. Эта общенациональная инициатива, возглавляемая Русским географическим обществом и Общественной палатой Российской Федерации, призвала граждан голосовать за присвоение аэропортам имен выдающихся исторических личностей.

По словам организаторов, проект был направлен на то, чтобы “подчеркнуть культурное и историческое богатство России”. Миллионы людей приняли участие в онлайн- и бумажных кампаниях голосования, что часто привносило гордость за регион в процесс принятия решений. Хотя и не без противоречий, программа коренным образом изменила облик аэропортов страны.

По состоянию на 2025 год более 50 аэропортов по всей России были переименованы или получили почетные наименования. Ниже приведен список некоторых наиболее значимых аэропортов:

  1. Волгоградский аэропорт — Сталинград — название города времен Второй мировой войны, символ советского сопротивления
  2. Московский аэропорт Шереметьево имени Пушкина — величайший поэт России Александр Пушкин
  3. Казанский аэропорт имени Габдуллы Тукая — знаменитый татарский поэт
  4. Нижегородский аэропорт имени Валерия Чкалова — летчик-испытатель и герой авиации Валерий Чкалов
  5. Калининградский аэропорт имени Елизаветы Петровны — императрица и самодержица Всероссийская из династии Романовых
Не пропустите:  Литва арестовала двух граждан за шпионаж в пользу России

Поддержка и скептицизм

Опросы свидетельствуют о неоднозначной реакции на переименование. В ходе опроса 53% респондентов поддержали название аэропорта Сталинград, сославшись на “национальную гордость” и “историческую справедливость”. И наоборот, 31% высказались против, выразив обеспокоенность по поводу сталинского репрессивного наследия и политизации истории.

Сергей Петров, 78-летний ветеран войны из Волгограда, рассказал «Российской газете»: “Для нас, тех, кто сражался или потерял семью на войне, название Сталинград священно. Речь не о Сталине. Речь идет о самопожертвовании”.

В своей речи по случаю 80-й годовщины Сталинградской битвы президент Путин заявил: “Мы не позволим переписать историю. Мы помним тех, кто защищал человечество от нацизма”.

Международные сравнения

Кампания по переименованию России далеко не уникальна. Многие страны используют аэропорты в честь своих героев и культурных ценностей.

  1. Франция: Аэропорт Шарля де Голля в Париже увековечивает память французского генерала и президента.
  2. США: Международный аэропорт имени Джона Ф. Кеннеди и национальный аэропорт имени Рональда Рейгана в Вашингтоне чествуют президентов.
  3. Индия: Международный аэропорт имени Чатрапати Шиваджи Махараджа в Мумбаи чествует почитаемого короля-воина маратхов.

Переименование аэропорта, хотя и символично, является также логистическим и финансовым мероприятием. Затраты быстро накапливаются — от вывесок и фирменного стиля до баз данных о рейсах и таможенных документах.

По оценкам Министерства транспорта России, в среднем переименование аэропорта влечет за собой расходы в размере 15-20 миллионов рублей, в зависимости от размера транспортного узла.

Тем не менее, сторонники идеи утверждают, что долгосрочные выгоды — рост туризма, региональный брендинг и моральный дух — перевешивают затраты.

Не пропустите:  Как экологическая катастрофа под Норильском поссорила российских олигархов

В основе движения за переименование лежит парадокс: попытка почтить сложную и зачастую болезненную историю с помощью символов.

Масштабы российской авиационной сети

Россия, крупнейшая в мире страна по площади суши, обладает одной из самых обширных сетей авиаперевозок в мире. По состоянию на 2025 год в России функционирует более 230 коммерческих аэропортов — от международных хабов до небольших региональных аэродромов.

Крупнейшие транспортные узлы (пассажиропоток превышает 5 миллионов человек в год):

  1. Международный аэропорт Шереметьево (Москва)
  2. Международный аэропорт Домодедово (Москва)
  3. Международный аэропорт Внуково (Москва)
  4. Аэропорт Пулково (Санкт-Петербург)
  5. Аэропорт Кольцово (Екатеринбург)
  6. Международный аэропорт Сочи

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), на эти аэропорты приходится более 65% общего пассажиропотока в стране, который в 2023 году превысил 96 миллионов пассажиров.

ТОП-10 самых загруженных аэропортов России (2023)

  1. Шереметьево Москва — 28,9 млн
  2. Домодедово Москва — 22,7 млн
  3. Внуково Москва — 17,2 млн
  4. Пулково Санкт-Петербург — 18,1 млн
  5. Международный аэропорт Сочи Сочи — 12,4 млн
  6. Кольцово Екатеринбург — 6,3 млн
  7. Красноярск — 5,5 миллиона
  8. Новосибирск Толмачево — 5,3 миллиона
  9. Казань — 4,8 миллиона
  10. Международный аэропорт Уфы — 4,2 миллиона человек

Москва остается центром авиасообщения страны, на три столичных аэропорта приходится почти половина общего пассажиропотока в России.

Распределение аэропортов по регионам

  • Центральный федеральный округ: 35 аэропортов
  • Приволжский федеральный округ: 27 аэропортов
  • Сибирский федеральный округ: 42 аэропорта
  • Дальневосточный федеральный округ: 56 аэропортов
  • Северо-Кавказский и Южный округа: более 40 аэропортов вместе взятых

Дальний Восток и Сибирь в значительной степени зависят от воздушного транспорта из-за слаборазвитой железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, что делает авиацию необходимой для круглогодичного доступа.

Аэропорты военного и двойного назначения

В России также функционирует более 100 аэропортов военного и двойного назначения, многие из которых имеют общие взлетно-посадочные полосы с гражданскими терминалами. К ним относятся стратегические аэродромы в отдаленных арктических и дальневосточных территориях.

Ранние этапы становления

История авиации в России началась в начале 20-го века, когда в эпоху Российской империи появились первые аэродромы. Однако развитие структурированных аэропортов началось после большевистской революции 1917 года, поскольку Советский Союз уделял приоритетное внимание индустриализации и развитию инфраструктуры.

Не пропустите:  Что из себя представляет новая российская ракета "Ярс"?

К 1930-м годам в Москве появились первые гражданские аэропорты, включая Ходынское поле и позднее Внуково (открыт в 1941 году), которые использовались как в гражданских, так и в военных целях во время Второй мировой войны.

Послевоенный рост

После Второй мировой войны при Сталине и Хрущеве строительство аэропортов резко возросло в рамках модернизации СССР. Аэропорты были не только воротами, но и предметом политической гордости. К 1970—м годам крупные аэропорты советских городов обслуживали Аэрофлот — крупнейшую в то время авиакомпанию в мире.

Примечательные события:

  • Аэропорт Шереметьево (открыт в 1959 году) стал международными воротами Москвы.
  • Аэропорт Домодедово (открыт в 1964 году) был построен для обслуживания южных и международных направлений.
  • Региональные аэропорты появились почти в каждой советской республике и административном центре.

Постсоветский переходный период

С распадом Советского Союза в 1991 году государственный «Аэрофлот» был разделен на региональных перевозчиков, и многие аэропорты столкнулись с нехваткой финансирования. Инфраструктура быстро устаревала, а инвестиции в 1990-е годы были незначительными.

В 2000-х годах государство вновь заинтересовалось аэропортами, и к 2010 году начались проекты по модернизации. Крупные аэропорты, такие как Шереметьево, Пулково и Сочи, были расширены и модернизированы, особенно в преддверии таких крупных мероприятий, как Олимпийские игры в Сочи в 2014 году и Чемпионат мира по футболу в 2018 году.