Африканский континент является сложным местом для гомосексуалистов: Замбия, где двоих мужчин отправляют в тюрьму за гомосексуализм на 15 лет, и Уганда, где арестовывают ЛГБТ+ активистов.
Почему это происходит?
На прошлой неделе в Замбии приговорили двух мужчин к 15 годам тюремного заключения за половые сношения по обоюдному согласию в уединении их гостиничного номера.
В конце ноября угандийская полиция задержала 125 человек в гей-баре в Кампале, столице Уганды, где десяткам из них были предъявлены обвинения.
На прошлой неделе в Нигерии 47 мужчин признали себя невиновными по обвинению в социальной привязанности к однополым парам. Они были арестованы во время полицейского рейда на гостиницу в Лагосе в 2018 году.
Такие случаи вызвали острую дискуссию о правах геев на африканском континенте, где гомосексуализм стал критической проблемой.
Так почему же Африка является таким сложным местом для сообщества ЛГБТ+?
Причин много, но колониальные законы, религиозная мораль и идея о том, что гомосексуализм импортируется Западом, являются одними из самых влиятельных, говорят ученые.
Колониальные законы против содомии
Из 72 стран мира, криминализирующих гомосексуализм, 32 находятся в Африке, где наказания варьируются от тюремного заключения до смертной казни в таких странах, как Мавритания и Судан.
Более половины из них – бывшие британские колонии, где колониальные правители ввели законы, запрещающие “неестественные отношения”.
Степень правоприменения сильно варьируется. Уганда пережила шквал недавних арестов геев, в то время как Гамбия не преследовала никого в судебном порядке в соответствии со своими законами о содомии со времени смены правительства в 2017 году.
Даже если эти законы не применяются, они навязывают стигму, связанную с гомосексуализмом и “оправдывают” гомофобное поведение, говорит Алан Массоса, малавийский исследователь из Университета Бергена в Норвегии.
Они дают людям возможность сказать: “Нам не нравятся гомосексуалисты, потому что они преступники”.
Африканцы относятся к числу наиболее религиозных людей в мире
Около 93% жителей Африки к югу от Сахары являются либо христианами (63%), либо мусульманами (30%), что делает этот континент одним из самых религиозных в мире.
Эти убеждения влияют на многие аспекты жизни людей, включая их отношение к сообществам ЛГБТ+.
“В большинстве религиозных текстов говорится, что гомосексуализм неприемлем”, – пишет американский социолог Эми Адамчик в статье для The Conversation.
“Когда большинство людей очень лояльно относятся к своей религии, все в стране склонны вырабатывать более консервативные взгляды”.
Мусульманские и христианские лидеры часто выступают против гомосексуализма, и исследования показывают, что африканские СМИ часто цитируют религиозных деятелей при обсуждении гомосексуализма – гораздо чаще, чем в таких странах, как США.
Некоторые исследователи также считают, что американские евангелисты играют важную роль в формировании негативного отношения к гомосексуализму в таких странах, как Уганда, Замбия и Зимбабве, сознательно продвигая консервативные религиозные программы.
Гомосексуализм пропагандируется как “неафриканский”
Африканская элита, включая политических, религиозных и общественных лидеров, часто утверждает, что гомосексуальная практика навязывается “злым Западом”.
Давний лидер Зимбабве Роберт Мугабе назвал гомосексуализм “неафриканской” и “белой болезнью”.
Президент Уганды Йовери Мусевени сказал, что это “западный импорт”.
После недавнего осуждения двух замбийских гомосексуалистов епископ Замбии призвал сограждан защищать свои собственные ценности и культуру от внешних влияний.
Гомосексуализм существовал в Африке задолго до колонизации континента
Обширные данные, собранные антропологами и другими учеными, показывают, что однополые отношения и различные формы сексуальных отношений можно найти на всем континенте до колонизации.
На наскальных рисунках древнего племени Сан в Зимбабве, которые были созданы 2000 лет назад, изображены четкие сцены “мужской любви”.
Мванга II, король Буганды (так называлась Уганда в XIX веке) был геем, писала угандийский ученый Сильвия Тамале.
Он был не один. В северной Уганде гомосексуалисты из племени Ланги считались женщинами и могли выходить замуж за мужчин в доколониальное время.
Использование гомофобии в борьбе за власть
Призывая своих граждан остерегаться вестернизации и защищать свою культуру, гомофобия стала призывом к единству, которое служит мобилизации и объединению масс.
“Политические и религиозные лидеры использовали этот вопрос для получения поддержки”, – заявляет Алан Массоса.
Это говорит о том, что политики, которые зачастую наиболее активно выступают против геев, в таких странах как Уганда и Замбия, находятся на переднем крае стран, где демократия находится в упадке.
“Мобилизация скрытой гомофобии – это стратегия… чтобы отвлечь внимание, когда судьба режима находится под угрозой из-за выборов, общественной оппозиции или внутренней борьбы за власть”, – говорится в статье о борьбе против сексуальных меньшинств норвежских ученых Сири Глоппен и Лиз Ракнер.
С расширением прав ЛГБТ+, часто связанных с международной помощью в целях развития, африканские лидеры могут также набрать очки, бросив вызов Западу и заняв сильную антигомосексуальную позицию, говорит малавийский исследователь Массоса.
Отношение к гомосексуализму более тонкое, чем кажется.
Он рассматривает гомофобию как “элитный проект”, который не всегда отражает реальность того, как люди взаимодействуют с сообществами ЛГБТ+ на местах.
В недавнем исследовании отношения к гомосексуализму в Малави Массоса обнаружил, что 80% респондентов считают гомосексуализм неправильным, но 33% считают, что Бог любит людей в однополых отношениях.
Импортная стигма
До колонизации традиционные африканские общества, как представляется, не подвергали стигматизации гомосексуалистов.
Нет примеров традиционных африканских систем верований, которые бы отличали однополые отношения как греховные или связывали с болезнями или психическим здоровьем, до прихода христианства и ислама.