Разбираемся в достоинствах и недостатках математических олимпиад.
Самая главная ценность интеллектуальных конкурсов по математике очевидна: они разжигают интерес учащихся к предмету. Дети любят игры, и многие из них превращают практически любое занятие в соревнование, или, другими словами, в то, в чем они должны быть хороши. Таким образом, олимпиады по математике побуждают их быть лучшими в математике, подобно тому, как занятия спортом улучшают физическую форму.
Не знаете, где скачать расписание школьных олимпиад на I полугодие? Переходите на сайт www.farosta.ru. Там же можно подать свою заявку на участие в соревнованиях (олимпиаде, викторине, чемпионате, конкурсе, блиц-турнире).
Олимпиады способствуют формированию навыков конкуренции
Помимо стимулирования интереса к математике, олимпиады помогают подготовить учеников к конкурентной борьбе. Хорошо это или плохо, но большая часть жизни – это конкуренция, будь то за работу, ресурсы или что-то еще. Всевозможные соревнования учат школьников справляться с победами и неудачами, а также учат их тому, что успешный результат требует тренировки, кроме того, почти все интересные и стоящие занятия в жизни сопряжены с определенным давлением; соревнования учат студентов противостоять ему.
Несмотря на все преимущества олимпиад по математике, они не являются абсолютным благом. Во-первых, не все они хорошо продуманы. Школьникам не следует слишком серьезно относиться к конкурсам, в которых упор делается на скорость или запоминание. Интеллектуальные соревнования (особенно математические конкурсы, рассчитанные на старшеклассников) также могут ввести в заблуждение, поскольку они укрепляют ошибочное представление о том, что математика – это не более чем то, что преподается в школе, такие олимпиады рискуют побудить учащихся переоценить навыки, которые не так ценны, как то, что конкурс должен помочь им развить: способность мыслить и решать сложные задачи.
Вторая опасность олимпиад заключается в том, что дети выходят за рамки своих возможностей. Конечно, время от времени нужно бросать вызов ученикам, предлагая им задания, с которыми они не могут справиться, но если это происходит постоянно, то подобный опыт превращается из стимулирующего в унизительный и угнетающий.
Третий потенциальный подводный камень – переутомление – оно часто возникает после первых двух. Участники математических конкурсов подвержены такому же риску выгорания, как музыканты или спортсмены. Родители, учителя и сами ученики должны быть начеку, чтобы заметить признаки снижения интереса и быть готовыми отступить и дать школьнику возможность восстановить свой интерес к математике.
Истощение особенно вредно, потому что конечным результатом часто становится отвращение не к соревнованиям, а к математике в целом. На самом деле, даже не склонным к конкурсам ученикам следует опасаться выгорания, хотя давление конкурса, как правило, быстрее способствует выгоранию, чем классная работа.
Сотрудничество – главный плюс математических олимпиад
Эти потенциальные опасности обычно с лихвой компенсируются не только ценностями, о которых мы уже говорили, но и величайшим достоинством олимпиад по математике – сотрудничеством. Эти конкурсы объединяют учеников со схожими интересами и способностями, позволяя им сформировать свое собственное сообщество, в котором они найдут дружбу, вдохновение и поддержку.
Способный ребенок не будет чувствовать себя одиноким на математических олимпиадах, где он найдет много родственных душ. В целом, участие в конкурсах по математике – это огромная социальная и интеллектуальная возможность для учащихся, но они должны быть организованы с умом, иначе они станут контрпродуктивными для достижения цели поощрения интереса к математике и другим интеллектуальным занятиям на протяжении всей жизни.