Новая статья посвящена историческим сведениям и фактам касательно Московского Художественного театра.
В 1898 году в Москве открылся МХАТ
Московский художественный театр, сокращенно МХАТ, — крупный российский театр, основанный в 1898 году двумя профессорами актерского мастерства, Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Их целью было создание театра с новыми художественными формами и новым подходом к его функции.
Станиславский и Немирович-Данченко
Два основателя, имея схожий театральный опыт и интересы, встретились и договорились, что Станиславский будет иметь абсолютный контроль над режиссурой, а Немирович-Данченко будет отвечать за литературные и административные задачи. Первая труппа состояла из актеров-любителей Художественно-литературного общества и Театрального класса Московской филармонии, где преподавали Станиславский и Немирович-Данченко. Под влиянием немецкой труппы Мейнингена Станиславский начал разрабатывать систему обучения актеров, которая позволила бы им реалистично играть всевозможные спектакли.
Московский Художественный театр представил «Чайку»
После примерно 70 репетиций в октябре 1898 года Московский Художественный театр представил пьесу Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». В пятом спектакле театр поставил пьесу Антона Чехова «Чайка», которая провалилась на первом представлении.
С возрождением «Чайки» Художественный театр не только добился своего первого большого успеха, но и начал многолетнее творческое сотрудничество с одним из самых известных российских драматургов: в художественном реализме Чехова Художественный театр нашел автора, который соответствовал его эстетическому чувству. В «Чайке», как и во всех пьесах Чехова, Художественный театр подчеркивал подтекст, скрытый смысл идей драматурга.
МХАТ пробовал все новое
С художественной точки зрения, МХАТ пробовал все новое. В его репертуаре были, в частности, произведения Максима Горького, Леонида Андреева, Льва Толстого, Мориса Метерлинка, Герхарта Гауптмана, ставились произведения политического и социального значения, а также сатиры, фантастики, комедии.
Московский художественный театр на гастролях
После революции театр получил решительную поддержку В. И. Ленина и А. В. Луначарского, первого наркома просвещения СССР, и в 1922 году Московский художественный театр гастролировал по Европе и США, получая очень хорошие отзывы везде, где выступал.
В 1924 году театр вернулся в Москву и продолжил постановку новых советских пьес и русской классики. Две успешные гастроли в Лондоне в конце 1950-х — начале 1960-х годов восстановили его видное положение в мировом театральном искусстве.
Влияние МХАТа
Художественный театр оказал огромное влияние на театры всего мира: он породил ряд экспериментальных студий (например, Театр Вахтангова, Реалистический театр, Театр Габима, Музыкальная студия Немировича-Данченко), и сегодня практически во всех профессиональных актерских тренингах используются те или иные аспекты метода Константина Станиславского.
В 1987 году из-за профессиональных разногласий театр был разделен на два коллектива — Московский академический художественный театр имени Горького и Московский художественный театр имени Чехова.